Translate

Dutch English French German

CashBack Возвращай деньги при покупках

CashBack Возврат денег при покупапках в интернет магазинах

Дж. Верди Реквием

G.Verdi Requiem Mass

Article

 

Реквием — единственное крупное произведение Джузеппе Верди, написанное не для оперной сцены. Мысль о его создании впервые возникла у Верди в 1868 году, когда умер Дж. Россини. Верди предложил почтить его память Реквиемом, в сочинении которого должны были принять участие все наиболее видные композиторы Италии. Сам Верди написал заключительную часть — «Libéra me». Идею коллективного сочинения осуществить не удалось, и эта часть вошла в Реквием, созданный Верди пять лет спустя. Новый Реквием был посвящен памяти другого выдающегося современника Верди — поэта и романиста Алессандро Ман-цони и впервые исполнен в годовщину его смерти — 22 мая 1874 года в Миланском соборе св. Марка.

Реквием Верди написан для четырехголосного смешанного хора, квартета солистов и оркестра.

№ 1. «Requiem» (квартет солистов и хор). Проникновенный хор «Requiem» представляет собой нечто вроде вступления, пролога ко всему произведению. Средний эпизод хора — мужественное, энергичное фугато — резко контрастирует сосредоточенному раздумью крайних частей.

«Kyrie» — второй раздел пролога, непосредственно связанный с первым, начинается широкой и свободной фразой тенора соло, к которому постепенно присоединяются остальные участники квартета и наконец весь хор. Хор заканчивается спокойно, умиротворенно, и это заключение особенно подчеркивает трагический характер следующей части.

№ 2. «Dies irae». Эта часть занимает центральное место во всем произведении. Мрачная поэзия средневекового гимна вдохновила Верди на создание эффектной живописной музыкальной картины. По широте размаха, по стихийной мощи музыку этой части можно сравнить со знаменитой фреской Микеланджело «Страшный суд».

«Dies irae» распадается на девять самостоятельных эпизодов. В начальном хоре «Dies irae» вокальности, напевности, столь свойственной стилю Верди, здесь нет: партии голосов использованы почти так же, как партии инструментов. Особенно показательна в этом отношении начальная хроматическая тема хора. Наряду с этим отдельные фразы хора имеют предельно конкретную речевую выразительность, передавая полные отчаяния возгласы, стоны, крики.

«Tuba mirum» начинается симфоническим эпизодом. Грозные фанфары звучат все ближе и ближе. В момент наивысшего напряжения вступает величественная, мрачная фраза хора. Напряженное звучание хора и оркестра обрывается резко и неожиданно, сменяясь приглушенным, замирающим соло баса в ритме похоронного марша.

«Liber scriptus» — диалог меццо-сопрано, настойчиво и гневно бросающего фразы мрачных пророчеств, и хора, вполголоса робко повторяющего одни и те же слова: «Dies irae».

В последующих эпизодах второй части Реквиема обрисованы живые и правдивые человеческие образы, человеческие характеры, по-разному относящиеся к жизненным испытаниям. Основную роль в этих эпизодах играют солисты, хор служит лишь фоном.

«Quid sum miser» — герце двух женских голосов и тенора, повторяющих нежно жалобы и мольбы, — напоминает лучшие страницы оперной лирики Верди.

«Rex tremendae» — хор и квартет. Этот эпизод возникает как грозное напоминание о страшных бедствиях. В основе его лежит противопоставление двух музыкальных образов — стремительно ниспадающей фанфары и светлой, умиротворенной фразы.

«Recordare» — лирический дуэт сопрано и меццо-сопрано — вновь переносит нас из мира грозных, фантастических образов, навеянных текстом средневекового гимна, в мир живых, конкретных человеческих чувств и переживаний.

«Ingemisco» (соло тенора). В этом соло также преобладает лирика, но заключение его вносит новую и очень существенную черту в многогранный образ человека, воплощенный в Реквиеме. Эта черта — мужество, внутреннее достоинство, сила духа.

«Confutatis» (соло баса и хор). В этом эпизоде также раскрывается образ человека — простой, мужественный и строгий. Но в отличие от предыдущего соло тенора здесь есть оттенок трагизма; в некоторых фразах звучит как бы предчувствие новых грозных бурь. И, действительно, мощная звуковая лавина хора и оркестра вступает с новым проведением темы «Dies irae».

«Lacrimosa» (вокальный квартет и хор) — последний эпизод второй части Реквиема. Широкая скорбная мелодия переходит от одного голоса к другому, постепенно вовлекая в общий ансамбль всех участников квартета и хор.

№ 3. «Offertorium» (квартет солистов) — спокойная, полная мечтательности музыкальная картина, для которой характерна мягкая, как бы «тающая» звучность. Дважды проходящий более энергичный эпизод не нарушает общего впечатления безмятежного спокойствия

№ 5. «Agnus Dei» (солисты и хор) — самая лаконичная часть Рекаиема — отличается необычайной тонкостью и свежестью звучания. Солирующие сопрано и меццо-сопрано поют простую, несколько архаическую мелодию в октаву, без сопровождения. К ним — все также в унисон и октаву, без гармонизации — присоединяются хор и оркестр. Лишь третье проведение унисонной мелодии обогащается подголосками в оркестре и хоре.

N9 6. «Lux aeterna» (терцет меццо-сопрано, тенора и баса). Здесь музыка продолжает сохранять то же светлое, спокойное настроение, что и в предыдущем дуэте.

№ 7, «Libera те» (соло сопрано и хор) является грандиозным по своим масштабам эпилогом Реквиема. «Libera те» начинается речитативом солистки. Сквозь внешнее бесстрастие в интонациях голоса, в тревожном трепете оркестра прорывается живое чувство.

После проведения темы «Dies irae» вновь возвращается скорбная и задушевная музыка вступительного хора «Requiem». На этот раз она проходит без сопровождения оркестра. Солирующее сопрано ведет основную мелодию. После речитатива начинается главная часть эпилога — фуга на тему героического характера. Это — гимн человеку, его мужеству, силе его духа.

Музыка Верди, посвященная памяти умершего поэта, говорит о страданиях, стремлениях и надеждах живых людей. В этом ее сила, жизненность, ее бессмертие.

Итальянская певица Рената Скотто (сопрано) родилась в 1934 году, окончила Миланскую консерваторию (ее педагог Мерседес Льопарт). Дебют Р. Скотто состоялся в 1953 году в Миланском «Ла Скала» в партии Виолетты. Международная известность пришла к ней позже, после исполнения партии Амины в «Сомнамбуле» В. Беллини на Эдинбургском фестивале, когда молодая певица с успехом заменила прославленную Марию Каллас. Р. Скотто выступает на крупнейших оперных сценах мира, с равным успехом исполняет партии в операх В. Беллини и Г. Доницетти, Дж., Верди, вери-стов. В 1964 году с искусством Р. Скотто познакомились москвичи. Во время гастролей Миланского «Ла Скала» певица с огромным успехом исполнила заглавную партию в «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти.

Меццо-сопрано Агнес Бальтса родилась в греческом городе Лефкасе. Музыкальное образование получила в Афинской академии. Первое выступление певицы на оперной сцене состоялось во Франкфурте-на-Майне в партии Керубино («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта). Бальтса быстро зарекомендовала себя как тонкий интерпретатор моцартовских партий. Она выступает как гастролер на сценах «Ла Скала», лондонского «Ковент-Гарден», барселонского «Лисео», в Гамбурге, Мюнхене, в театрах США и Италии. В последние годы Бальтса — постоянный участник Зальцбургских фестивалей, солистка Венской государственной оперы и Немецкой оперы в Западном Берлине. Особенно следует отметить успехи певицы в ораториальных жанрах; она приглашается крупнейшими современными дирижерами (Г. фон Караяном, Р. Мути и др.) для участия в исполнении и записей на пластинки произведений Л. Бетховена, В. Моцарта, Дж. Верди.

Итальянский тенор Вериано Лукетти дебютировал в 1965 году в Сполето (опера У. Джордано «Федора»)

Молодой певец рано начал выступать за пределами своей родины. В Токио он пел в «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти, в 1969 году выступал в США («Богема» Дж. Пуччини). Затем его ангажирует Парижская опера, где он выступал в «Дон Карлосе» Дж. Верди, а в 1973 году дебютировал в Лондонском «Ковент-Гарден», исполнив партию Пинкертона в «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини. В сезоне 1974 — 1975 годов В. Лукетти дебютировал в Миланском «Ла Скала». Певец часто выступает на сценах оперных театров Чикаго и Вены. В. Лукетти принимает участие в исполнении ораториаль-ных произведений. Его приглашают видные дирижеры К. М. Джулини и Р. Мути.

Народный артист СССР Евгений Нестеренко (бас) родился в 1938 году в Москве. После окончания школы Нестеренко поступил в Ленинградское военно-морское училище. И здесь впервые обнаружилось, что молодой курсант обладает прекрасным басом. Он начал заниматься с преподавательницей класса сольного пения при хоре Ленинградского университета Марией Михайловной Матвеевой. Однажды начинающего певца прослушала народная артистка СССР С. П. Преображенская и рекомендовала в Ленинградскую консерваторию. В 1960 году он был принят на вечернее отделение в класс профессора Василия Михайловича Луканина. Студентом III курса Е. Нестеренко получил приглашение в Малый оперный театр и через год уже выступил в партии Короля Треф в премьере оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».

На Всесоюзном конкурсе имени Глинки, состоявшемся в Москве в 1965 году, Нестеренко занял четвертое место, а в 1967 году на Международном конкурсе молодых певцов в Софии получил вторую премию. В том же году он становится солистом Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова. В репертуаре певца — ведущие партии многих классических опер, русских и зарубежных. Он исполнил также целый ряд партий в операх советских композиторов. Разнообразен концертный репетуар певца.

Летом 1970 года Е. Нестеренко был удостоен первой премии и золотой медали на IV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. С 1971 года он является солистом Большого театра СССР.

Риккардо Мути — один из наиболее ярких талантов в современном дирижерском искусстве. Он родился в Неаполе в 1941 году, учился в консерваториях Неаполя и Милана. В 1967 году стал победителем конкурса имени Гвидо Кантелли и был приглашен на Флорентийский фестиваль «Музыкальный май». После триумфального выступления его назначают главным дирижером фестиваля. С 1972 года молодой, но уже завоевавший Известность дирижер начинает работать с Лондонским оркестром «Нью-Филармония», а затем становится преемником Отто Клемперера на посту руководителя этого коллектива. Круг исполнительских интересов Р. Мути необычайно широк. Он постоянно работает в опере, каждый год осуществляя постановку трех новых спектаклей, большинство из которых записывает на грампластинки. В Венской государственной опере Р. Мути-подготовил «Аиду» и «Силу судьбы» Дж. Верди и «Норму» В. Беллини, в Лондонском «Ковент-Гар-ден» с огромным успехом дебютировал в 1971 году «Аидой».

Не менее успешны выступления Р. Мути — исполнителя симфонических произведений. В Зальцбурге им была исполнена моцартовская программа, удостоенная высокой оценки публики и критики. Дирижер исполняет и записывает произведения А. Вивальди, Л. Керубини, Ф. Мендельсона.

Р. Мути выступает как гастролер с лучшими оркестрами мира: Венским филармоническим, Амстердамским «Консертгебау», Берлинским филармоническим, Филадельфийским (с 1980 года он стал его главным дирижером).

 

 

All Vintage Vinyl Records VinylSU.xyz

1.png2.png3.png4.png5.png