Translate

Dutch English French German

CashBack Возвращай деньги при покупках

CashBack Возврат денег при покупапках в интернет магазинах

И. С. БАХ (1685 — 1750)

Хоральные прелюдии

Сергей Цацорин, орган зала Ленинградской академической капеллы имени Глинки

Article

Сергей Цацорин, орган зала Ленинградской академической капеллы имени Глинки 
 

На этой пластинке записаны всего пять сочинений Иоганна Себастьяна Баха. Это две хоральных обработки и три пьесы в жанре прелюдии и фуги (токкаты и фуги) — большинство органных сочинений Баха написано именно в этих двух жанрах.

Хоральные прелюдии представляют собой обработки протестантских хоралов. Они могли исполняться как во время литургии, так и вне ее. Но, независимо от того, как это происходило, их музыкальное содержание было тесно связано со смыслом и образностью, заключенными в тексте хорала.

Во времена Баха существовало множество способов обработки хорала, но наибольшей распространенностью пользовалась обработка по принципу „cantus firmus" («ведущий голос»). В такого рода сочинениях мелодия хорала использовалась как в основном ее звучании, так и в варьированном, «ко-лорированном», то есть фигурационно «раскрашенном». При этом мелодия получала также богатое сопровождение в других голосах. Сама же она звучала крупными длительностями и словно «парила» над сопровождением. В результате подобной обработки мелодия хорала часто отдалялась от своего первоисточника (приобретая авторство композитора), а вся прелюдия становилась в полном смысле слова самостоятельным произведением.

Первая из хоральных прелюдий, BWV 745 ми минор „Aus der Tiefe rufe ich" («Из бездны взываю я к Тебе») относится к ранним сочинениям Баха. Хорал исполнялся в культовой службе в «дни покаяния». Прелюдия по своему строению трехчастна (изложение хорала в традиционном многоголосии, небольшая интермедия, обработка хорала в манере »cantus firmus"). Данная же композиция создает подобие сопоставления земного, человеческого «взывания» и — после интермедии — многозначительного и одухотворенного «ответа».

Вторая из представленных здесь хоральных прелюдий, BWV Anh. 73 фа минор „Ich ruf' zu dir, Herr Jesu Christ" («Взываю к тебе, Господь Иисус Христос») — вариант известной прелюдии, BWV 639 из «Органной книжечки» старшего сына И. С. Баха Вильгельма Фридемана. Иоганн Себастьян писал ее для практических целей, располагая прелюдии так, чтобы было удобно ими пользоваться, то есть по праздникам. Хорал, использованный здесь, применялся в разделах службы, посвященных жизни и страданиям Христа. Образный мир и настроение хоральной обработки еще более приближаются к содержанию и духу текста хорала. Прелюдия звучит словно голос человека со всеми его страданиями, но и во всем его величии.

Токатта и фуга ре минор, BWV 565, а также Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532 были созданы молодым Бахом в Веймаре около 1709 года. Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548 была сочинена примерно спустя четверть века в Лейпциге.

Эти произведения основаны на сопоставлении свободной, импровизационной части (токката или прелюдия) и строгой, организованной фуги. Они рассчитаны на роскошный барочный орган, отличающийся тембровым богатством и звуковой мощью. Это дает возможность органисту проявить свое искусство регистровки, блеснуть техническим мастерством.

Бах был большим знатоком акустического храмового пространства и того, как в нем «работает» орган (не случайно он занимался также деятельностью органного эксперта). В Токкате и фуге это проявилось с особой полнотой.

Токката и фуга ре минор — едва ли не самое популярное и часто звучащее органное сочинение Баха, хорошо известное самому широкому слушателю. Ее патетическая речитация хорошо выявляет пространство барочного храма, в ней используются реверберационные и другие акустические эффекты, регистровые сопоставления, необычные звукосочетания.

Прелюдия и фуга ре мажор, а также Прелюдия и фуга ми минор — это сочинения, рассчитанные на художественную зрелость и высокое техническое мастерство исполнителя. Не случайно они весьма часто звучат на конкурсах органистов. Первая из них — пробный камень для проверки уровня технической оснащенности музыканта, мастерства его регистровки и вкуса.

Сергей Цацорин (р. 1951), окончив с отличием в 1975 году Ленинградскую консерваторию по двум факультетам (фортепианному и органному), совершенствовал далее свое мастерство органиста в Таллиннской консерватории, где его творческим руководителем был профессор Хуго Лепнурм. Одним из основных моментов в их совместной работе стали звуковой идеал, искусство регистровки. Произведение должно исполняться так, чтобы характер регистровки отражал и его содержание, и дух эпохи. Здесь профессор X. Лепнурм передал своему ученику многое. Наряду с богатым репертуаром немецкой барочной школы, он открыл ему неизвестные страницы французской старинной и современной органной музыки.

Для творческой манеры С. Цацорина характерны энергичный и уверенный исполнительский штрих, динамичность в трактовке крупных полотен. Ему присуще верное ощущение стиля исполняемой музыки. Технические возможности позволяют органисту легко справляться с самыми виртуозными сочинениями и делают их сложности незаметными. Все эти качества присутствуют и в музыке, за писанной на данном диске.

Милка, доктор искусствоведения, профессор

Sergei Tsatsorin (b. 1951) graduated from the Leningrad Conservatoire in 1975 in the piano and organ classes, subsequently completing his education at the Tallinn Conservatoire post-graduate courses under the known musician Professor Hugo Lepnurm. S. Tsatsorin commands an extensive repertoire including works of various national schools. Since 1978 the artist has been actively touring our cities willingly cooperating with vocalists and instrumentalists.

DETAILS

Сторона 1

Хоральные прелюдии

Aus der Tiefe rufe ich ми минор, BWV 745 — 5.03 Ich ruf' zu Dir, Herr Jesu Christ фа минор,

BWV Anh. 73 — 2.58

Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548 — 15.19 Сторона 2

Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532 — 11.37 Токката и фуга ре минор, BWV 565 — 9.00

Сергей Цацорин,

орган зала Ленинградской академической капеллы имени Глинки

Звукорежиссер Ф. Гурджи. Редактор К. Иванова Художественное оформление и фото Ю. Николаева

S. ВАСИ (1685 — 1750)

Side 1

Chorale Preludes

Aus der Tiefe rufe ich in E minor, BWV 745 — 5.03 Ich ruf' zu Dir, Herr Jesu Christ in F minor,

BWV Anh. 73 — 2.58

Prelude and Fugue in E minor, BWV 548 — 15.19 Side 2

Prelude and Fugue in D major, BWV 532 — 11.37 Toccata and Fugue in D minor, BWV 565 — 9.00

Sergei Tsatsorin, organ of the Leningrad Glinka Chapel

 

 

 

All Vintage Vinyl Records VinylSU.xyz

1.png2.png3.png4.png5.png