ВОСКРЕСНАЯ МУЗЫКА

Article

Современный чешский композитор Петр Эбен родился в старинном городке Крумлов, в южной Чехии. Уже шестилетним мальчиком П. Эбен начинает учиться игре на рояле, а несколько позже и на органе. Во время фашистской оккупации мальчик попадает в концентрационный лагерь Бухенвальд, где проводит два последних года войны. Трагически контрастные впечатления детства и юности не могли пройти бесследно. Вероятно, именно они породили гуманистическую направленность творчества Эбена, любовь к детям, к своей стране и ее древним традициям. Все это нашло выражение в разнообразном и ярком творчестве замечательного чешского композитора.

Большое место в творчестве П. Эбена занимает музыка для органа. Композитор прекрасно знает особенности сложного и своеобразного инструмента. Он сам свободно владеет игрой на органе, искусством импровизации, чувствует ораторскую сущность этого инструмента и понимает значение принципов полифонического мышления для органного творчества.

Одно из наиболее значительных произведений П. Эбена — четырехчастный цикл «Воскресная музыка» (“Nedëlni hudba”), точнее — музыка праздничного дня. Этот день сменяет череду будней и зовет нас существом возвыситься над повседневностью, подумать о вечных ценностях духовного мира и ощутить свою к ним причастность.

«Воскресная музыка» обращена к современникам композитора, она призывает нас верить в конечное торжество добра над злом.

Монументальный цикл, созданный в 1958 году, состоит из четырех самостоятельных пьес: Фантазия I, Фантазия II, Moto ostinato и Финал. Обе фантазии, интонационно и тематически родственные, пронизаны общим движением к грандиозной кульминации Фантазии II (эпизод quasi сатрапе). Третья часть цикла своей стихией остинатного ритма вызывает в памяти музыкальные образы фантастических и реальных битв во многих сочинениях композиторов разных эпох: “Ein feste Burg ist unser Gott” M. Регера, «Сеча при Керженце» Н. Омского-Корсакова, Седьмая симфония Д. Шостаковича и т. д. Финал, написанный в сонатной форме, победно фан-фарен и ведет мысль слушателя от состояния тревоги к победоносному итогу. По существу, этот финал близок идейной направленности многих образцов бетховенского симфонизма.

Хоральная фантазия I создана П. Эбеном в 1972 году. В основе произведения лежит старинная мелодия гуситского хорала. Сгрофично-вариационное развитие темы осуществляется смелыми композиционными приемами с использованием терпких современных гармоний и упругих ритмов, непрерывно нагнетающих динамику общего движения.

* * *

Галина Булыбенко — первая выпускница органного класса Киевской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, начавшего функционировать с 1970 года под руководством заслуженного деятеля искусств УССР, профессора А. Н. Котлярев-ского.

Концертный репертуар органистки отличается большим разнообразием и вместе с тем отмечен тяготением к монументальным композициям и крупным многочастным циклам романтической и современной музыки. Среди них Фантазия и фуга Ф. Листа на хорал “Ad nos, ad salutarem undam” (из оперы «Пророк» Дж. Мейербера), Хоральная фантазия “Ein feste Burg ist unser Gott” M. Регера, Девять рождественских медитаций О. Мессиана, Двенадцать симфонических фуг И. Ассеева и т. д.

Интерес к современной органной музыке проявился у Г. Булыбенко еще в студенческие годы. В сольных концертах исполнительницы часто звучала не только музыка великих классиков прошлых веков, но и яркие произведения органных композиторов XX столетия. Творческие контакты органного класса Киевской консерватории с композиторами Украины увлекли молодую органистку. Результатом стало то. что первый в истории музыкальной культуры концерт, целиком посвященный органному творчеству украинских композиторов, был подготовлен именно Галиной Булыбенко. Концерт состоялся в Большом зале Киевской консерватории 15 февраля 1977 года и вызвал широкий резонанс.

Обращение Г. Булыбенко к органному творчеству замечательного современного чешского композитора П. Эбена закономерно обусловлено устойчивым интересом исполнительницы к чешской органной культуре. В разное время Г. Булыбенко подготовила и с большим успехом исполнила в концертах программы, целиком посвященные классической и современной органной музыке чешских композиторов. Их произведения часто звучат и в смешанных программах концертов Г. Булыбенко.

Эпизодические занятия Г. Булыбенко с выдающимися зарубежными органистами Ф. Клиндой, М. Шлехтой (ЧССР) и В. Шетелихом (ГДР), как и знакомство с органами Братиславы, Праги и Лейпцига значительно способствовали расширению ее общемузыкального и специального органного кругозора.

В настоящее время Галина Булыбенко, лауреат Украинского конкурса органистов (1980), руководит органным классом Киевской консерватории и ведет широкую концертную деятельность, гастролируя по многим городам Советского Союза.

Л. Котляревский

DETAILS

Сторона 1

ВОСКРЕСНАЯ МУЗЫКА

Fantasia I. Poco moderato — 6.03

Fantasia II. Andante — 7.51

Moto ostinato. Moderato e pesante — 5.14

Сторона 2

Finale. Molto agitato — 10.33 ХОРАЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ 1 —6.08

Звукорежиссер Ю. Винник. Редактор II. Кузык Художественное оформление и фото А. Хитроьа

 

All Vintage Vinyl Records VinylSU.xyz

1.png2.png3.png4.png5.png

Translate

English French

CashBack Возвращай деньги при покупках

CashBack Возврат денег при покупапках в интернет магазинах