Translate

Dutch English French German

CashBack Возвращай деньги при покупках

CashBack Возврат денег при покупапках в интернет магазинах

Н. Паганини (1782—1840)

КАПРИСЫ ДЛЯ СКРИПКИ СОЛО соч. 1

СЕРГЕИ СТАДЛЕР

Article

 

СЕРГЕИ СТАДЛЕР 
 

Скрипка в руках Паганини — это больше не инструмент Тартини и Виотти; это нечто совершенно иное, имеющее другие цели», — писал бельгийский музыковед и композитор Франсуа-Жозеф Фетис после концертов великого итальянского скрипача в Париже. В то время это осознавалось немногими. Если Шуман, незадолго до Фетиса, провозгласил, что «Паганини — это поворотный пункт виртуозности», то большинство музыкантов, примыкавших к классической школе, «не прияли» искусство Паганини.

В чем же сущность революции, произведенной Паганини? Чем отличалось в общественно-художественном смысле понимание им природы и способа использования скрипки от понимания этого его предшественниками? Паганини расширил и углубил круг музыкальных образов, свойственных скрипичному искусству, и тем самым расширил сферу общественного воздействия скрипичного исполнительства. Смело вводя новые технические приемы, обогащая выразительные средства инструмента, Паганини пришел к новой колористической трактовке скрипки, освободившей скрипичную игру от последних остатков влияния эстетики церковного стиля.

Паганини явился первым гениальным колористом в истории инструментального исполнительства. Колористическая трактовка скрипки Паганини основана на полнозвучном использовании всего ее диапазона, самых высоких регистров, разнообразных видов двойных нот, аккордов, двойных флажолетов, пиццикато, игры на перестроенной струне Соль, ударных отскакивающих и летучих штрихов, глиссандо, вибрации, хроматизации пассажей.

За исключением двойных флажолетов, которые Паганини ввел в скрипичную игру несколько позднее, его приемы получили законченное воплощение в цикле «Двадцать четыре каприса для скрипки соло»— этой энциклопедии романтической инструментальной техники.

Как известно, «Каприсы» были созданы Паганини в 1801—1806 годах под влиянием произведений аналогичной формы Локателли. Последние представляли собой своеобразные каденции для скрипки соло к первым и третьим частям концертов для скрипки с оркестром, изданных в 1733 году под названием «Искусство скрипки».

Паганини художественно смелее и шире подошел к разрешению задачи, поставленной Локателли, дал музыкально законченное воплощение тому, что для Локателли являлось лишь техническими формулами.

В скрипичной литературе «Каприсам» Паганини по своей значимости могут быть противопоставлены лишь Сонаты и Партиты для скрипки соло И. С. Баха. Бах и Паганини различными путями разрешили задачу выявления художественных возможностей скрипки как самостоятельного, не опирающегося на сопровождение инструмента. При этом первый исходил из полифонической, второй — из гомофонной трактовки скрипки.

«Dedicati agli artisti» («Посвящается артистам») — так гласит подзаголовок на титульном листе первого издания «Двадцати четырех каприсов». Этим Паганини указал, что в своем произведении он обращается к зрелым художникам, мастерам скрипичного искусства.

В «Каприсах» каждая страница изумляет богатством творческой фантазии, технической выдумки. Новизна мелодики с ее смелыми ходами, неожиданные модуляции, обилие хроматизмов, острых гармонических сочетаний, импульсивность и характерность ритмики, темпов — все это элементы нового музыкального языка. В этом произведении Паганини выступает как революционер в искусстве, совершивший переворот в технике инструментальной игры, беспредельно расширивший ее выразительные возможности.

По книге И. Ямпольского «Никколо Паганини».

М., Гос. муз. издательство, 1961 г.

Сергей Стадлер родился в 1962 году в Ленинграде в семье музыкантов. Рано проявившаяся музыкальная одаренность побудила родителей начать занятия с сыном: сначала на фортепиано, а затем на скрипке. Вскоре Сергей поступил в специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории в класс профессора Б. Сергеева — ученика М. Полякина. Большим событием в жизни молодого скрипача стала встреча с выдающимся музыкантом и педагогом М. Вайманом, общение с которым Стадлер считает ярчайшим событием своей творческой жизни.

Еще в школьные годы Стадлер стал победителем Международного конкурса «Концертино-Прага», лауреатом международных конкурсов имени Ж. Тибо в Париже, имени Я. Сибелиуса в Хельсинки.

1982 год принес студенту второго курса Ленинградской консерватории золотую медаль Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве. Педагогами Сергея в это время были профессор Б. Гутников, а затем выдающийся советский скрипач Л. Коган.

В настоящее время Стадлер преподает в Ленинградской консерватории, совмещая работу с учебой в аспирантуре Московской консерватории под руководством В. Третьякова.

За выдающиеся заслуги в области исполнительского искусства скрипач удостоен премии Ленинского комсомола.

Начав концертировать в юном возрасте, Стадлер ныне поражает слушателей виртуозным размахом, необыкновенным артистизмом и глубиной интерпретаций. Его гастроли с большим успехом проходят во многих крупных городах Советского Союза и за рубежом, где он выступает с сольными программами или в сопровождении ведущих Симфонических оркестров.

Скрипач обладает огромным репертуаром: все сочинения для скрипки Баха, в том числе Шесть сонат и партит для скрипки соло, подготовленные Стадлером к 300-летнему юбилею И. С. Баха; цикл русских скрипичных концертов, концерты Бетховена, Брамса, Сибелиуса, Берио, Зьетаиа. Шпора, Бруха; циклы испанской, итальянской, венской скрипичной музыки; сонаты Шуберта, Брамса, Бетховена, Шумана, цикл сонат Моцарта, сыгранный с сестрой — пианисткой Юлией Стадлер в Ле-нмграде, Москве, Вильнюсе.

Большое внимание уделяет скрипач советской музыке. Он является первым исполнителем некоторых сочинений В. Салманова. С. Слонимского, Б. Тищенко, целого ряда посвященных ему произведений советских композиторов.

К 200-летию со дня рождения Никколо Паганини Сергей Стадлер подготовил несколько программ, центральной из которых явилось исполнение в один вечер Двадцати четырех каприсов для скрипки соло. С этой программой скрипач выступал в Москве, Ленинграде, других городах нашей страны и за рубежом, получив многочисленные отзывы международной прессы.

Программа Сергея Стадлера (Большой зал Московской консерватории. фестиваль «Русская зима») свидетельствовала о незаурядной отваге молодого скрипача. Шутка ли — все Двадцать четыре каприса Паганини! Предшественники единичны: Л. Коган, В. Пикайзен, Р. Риччи. Оценивая исполнение Каприсов, можно смело сказать: артист осуществил свой замысел на очень высоком профессиональном уровне. Стабильность интонации, безукоризненность штриховой техники, в особенности блистательное, всегда активное стаккато, отлично «выточенный» пунктирный штрих — все это в равной мере привлекало в исполнении Каприсов»; — писал журнал «Советская музыка».

Каприсы Н. Паганини записаны Сергеем Стадлером на скрипке работы Антонио Страдивари.

 

 

Sergei Stadler was born 1962, Leningrad, in a musicians' family. His early manifested musical gift induced his parents to teach him first the piano, then •~e violm. He soon went to the Leningrad Conservatoire music school, the class of B. Sergeyev, former pupil of M. Polyakin. Important for the young violinist was his acquaintance with the remarkable musician and teacher M. Veiman whose influence is highly valued by Stadler.

While still at school Stadler won the international "Concertino-Prague" competition, also became laureate of the Paris J. Thibaud and Helsinki J. Sibelius competitions.

1982 saw the Leningrad Conservatoire second-year student win the gold ~«dal at the Moscow P. Tchaikovsky competition. His teachers at the time we-e B. Gutnikov, then the outstanding Soviet violinist L. Kogan.

At present Stadler is teaching at the Leningrad Conservatoire simultaneously taking a post-graduate course with V. Tretyakov in Moscow.

The violinist's achievement in performing art has merited the Lenin Young Communist League prize.

Having early started his concert activity Stadler now impresses his listeners by his virtuoso scale, remarkable artistism and depth of interpretation. His tours of the Soviet and foreign cities with solo programmes and with the leading symphonic orchestras are invariably marked with success.

The violinist commands a huge repertoire: all the violin works of Bach, including the Six Sonatas and Partitas solo, . prepared for Bach's 300th anniversary: a cycle of Russian violin concertos; concertos by Beethoven, Brahms, Sibelius, Beriot, Vieuxtemps, Spohr, Bruch; cycles of Spanish, Italian, Viennese violin music; sonatas by Schubert, Brahms, Beethoven, Schumann; a cycle of Mozart's sonatas performed with his sister, the pianist Julia Stadler, in Leningrad, Moscow, Vilnius.

The violinist gives great attention to Soviet music: he was the first performer of some works by V. Salmanov, S. Slonimsky, B. Tishchenko and a number of compositions dedicated to him.

For Niccolo Paganini's 200th anniversary Sergei Stadler prepared several programmes, central to which was the performance of all the 24 Caprices for Violin Solo, in one evening. That programme was given in Moscow, Leningrad, other cities and abroad with the highest acclaim of the international press.

"Sergei Stadler's programme (the Moscow Conservatoire Grand Hall, the "Russian Winter" festival) showed the young violinist's unusual pluck — all Paganini's 24 Caprices are no jokel The precedents were few: L. Kogan, V. Pikaisen, R. Ricci. Appraising the Caprices' performance one can safely state: the artist executed his plan on a highest professional level. The steady intonation, the impeccable technique, particularly the brilliant always energetic staccato, the fine finish of the swift touch — all was equally attractive in the Caprices" ("The Soviet Music" journal).

"Amazing that the 20-year-old Soviet virtuoso performed all the 24 Caprices in one evening with the utmost facility and brilliance, thrilling the public with an encore' of the most difficult "Variations on a Theme of Paisiello' " (Greece).

"Sergei Stadler succeeded in divining the wealth of poetry, the sea of passion, the depth of feeling contained in great Paganini's music" ("The Soviet Culture" journal).

The 24 Caprices and "Variations on a Theme of Paisiello" by N. Paganini have been recorded as performed by Sergei Stadler on a violin of Antonio Stradivari's make.

DETAILS

 

Н. Паганини (1782—1840)

КАПРИСЫ ДЛЯ СКРИПКИ СОЛО соч. 1

Сторона 1 Сторона 2

№ 1 ми мажор — 1.53 № 6 соль минор — 5.03

№ 2 си минор — 3.37 № 8 ми-бемоль мажор — 2.59

№ 3 ми минор — 3.34 № 9 ми мажор «Охота» — 2.42o

_ № 10 соль минор — 2.17

№ 4 до минор - 6.48 мо , до мажор _ 3.48

№ 5 ля минор 3.13 № 12 ля-бемоль мажор — 3.08

№ 7 ля минор — 3.54 № 13 си-6емоль мажор — 2.04

СЕРГЕИ СТАДЛЕР

Звукорежиссер М. Кожухова. Редактор И. Слепнев Художник Е. Щапова. Фото В. Плотникова

 

Niccolo Paganini (1782 — 1840)

CAPRICES FOR VIOLIN SOLO, Op. 1

Side 1 Side 2

1 in E major — 1.53 No. 6 in G minor — 5.03

2 in B minor — 3.37 No. 8 in E flat major — 2.59

 No. 9 in E major „The Chase" — 2.42

3 in E minor — 3.34 n

10 in G minor — 2.17 No. 4 in C minor — 6.48 No , 1 in C major _ 3-48

5 in A minor — 3.13 No. 12 in A flat majdr — 3.08

7 in A minor — 3.54 No. 13 in B flat major —'2.04

SERGEI STADLER

Recording engineer M. Kozhukhova. Editor I. Stepney Cover design by E. Shchapova. Photography by V. Plotnikov

 

 

All Vintage Vinyl Records VinylSU.xyz

1.png2.png3.png4.png5.png