Translate

Dutch English French German

CashBack Возвращай деньги при покупках

CashBack Возврат денег при покупапках в интернет магазинах

РОЛЬФ Уусвяли

Орган Картинной галереи г. Вильнюса Звукорежиссер Александр Грива

(Orgel-Büchlein), BWV 599—644

Article

 

Органные сочинения И. С. Баха относятся к величайшим художественным достижениям в истории европейской музыкальной культуры. Такие баховские произведения, как Токката и фуга ре минор, «Органная месса», хоральные прелюдии, произведения, изумляющие и покоряющие каждое новое поколение человечества, украшают репертуар органистов всего мира.

И. С. Бах, превосходно владевший искусством игры на многих инструментах, отдавал особое предпочтение органу. Слава Баха как органиста-виртуоза была необыкновенно велика; его почтительно именовали «господином Иоганном Бахом, знаменитым органистом».

Значительную часть органного наследия Баха составляют хоральные прелюдии, в которых композитор, используя лучшие достижения предшественников, находит свое, глубоко своеобразное решение жанра. Среди них особое место занимает «Органная книжечка» (“Orgel-Büchlein”) — сборник небольших прелюдий на важнейшие хоралы церковного года.

Работа над сборником началась в Веймаре, где Бах в течение девяти лет (1708 — 1717) занимал должность придворного органиста, продолжалась в Кётене, но так и осталась незаконченной: из 164 задуманных Бахом прелюдий написаны только 45. Предполагая, видимо, в дальнейшем использовать сборник в педагогических целях, Бах помечает на титульном листе автографа: «Органная книжечка», в которой даны наставления начинающим органистам, как проводить всевозможными способами хорал, а также упражняться в педали... Во славу всевышнему, ближнему на поучение». Между тем по своему художественному значению «Органная книжечка» выходит далеко за рамки инструктивного педагогического пособия. «Именно в этих небольших пьесах обнаруживается непостижимое величие Баха, — пишет крупнейший исследователь творчества композитора А. Швейцер. — Он хотел написать простые упражнения для обучающихся музыке, а создал такие творения, содержание и дух которых тот, кто раз сыграл их, уже не может забыть, и к которым возвращается, находя в них все новые и новые поэтические откровения».

«Органную книжечку» называют словарем музыкального языка Баха. Многое, впервые найденное в ней, станет характерным в более поздних хоральных обработках, в кантатах, в монументальных баховских «Пассионах».

По стилю изложения прелюдии из «Органной книжечки» (по сравнению с другими хоральными обработками, особенно с монументальной «Органной мессой») — произведения скорее камерного плана (некоторые из них едва насчитывают 8 — 10 тактов). Преобладающие в прелюдиях образы проникновенного лиризма, мирской, земной радости или глубокой внутренней сосредоточенности исключают торжественно виртуозный стиль изложения. И, действительно, мы почти не встретим в цикле торжественных, «соборных» звучаний органа, подавляющих своей грандиозностью и праздничным великолепием. Тем удивительнее то мастерство, то художественное совершенство, с которым Бах раскрывает «великое в малом».

По установившейся в немецкой музыке традиции все 45 прелюдий «Органной книжечки» сгруппированы Бахом согласно важнейшим праздникам церковного года. Первые 14 хоралов образуют маленький рождественский цикл; за ним следуют 5 новогодних прелюдий; хоралы № 20 — 26 предназначены к исполнению на страстной неделе; следующие 6 хоралов объединяются в миниатюрную пасхальную ораторию; последние 13 прелюдий связаны с праздником святой Троицы.

Сегодняшний слушатель вряд ли будет искать в хоральных прелюдиях Баха прямолинейное отражение тех или иных религиозных постулатов. Музыка его обращена прежде всего к человеку и, выходя далеко за рамки церковного ритуала, обладает непреходящей эстетической ценностью.

Рольф Уусвяли — один из талантливых представителей богатой традициями эстонской органной школы. Он — воспитанник замечательного мастера органного исполнительства, профессора Хуго Лепнурма. Первый самостоятельный концерт Уусвяли дал в 1959 году, и с тех пор началась его интенсивная концертная деятельность. Обширен и разнообразен концертный репертуар музыканта: это старинные мастера (Свеелинк, Шейдт, Пахельбель, Букстехуде), произведения Баха, советская и современная западноевропейская музыка (Му-шель, Гедике, Арро, Мессиан, Дюпре и другие).

ROLF UUSVYALI

Organ of the Picture Gallery in Vilnius Recording engineer Alexander Griva

(Orgel-Bflchleln), liWV 599-644

Bach’s organ compositions are among the greatest artistic achievements in the whole history of European musical culture. Such of them as his Toccata and Fugue in D Minor, Organ Mass and Chorale Preludes, remaining a marvel for successive generations of mankind, are real gems of the world organ repertoire

Johann Sebastian Bach was a perfect master of several instruments, but the organ was his favourite. His fame of virtuoso organ-player was immense — he was often respectfully referred to as "Herr Bach, the celebrated organist”.

Chorale preludes make up a considerable part of Bach’s organ legacy. In them Bach utilised all that had been achieved by his predecessors and found new, his own, solutions of various problems of the genre. His Orgelbuchlein, collection of short preludes on the themes of the most important chorales of the year, occupies a place apart.

Bach began work on the Orgelbuchlein in Weimar, where he held the post of court organist from 1708 to 1717, continued it in Cothen, but did not complete: he intended to compose 164 preludes but wrote only 45. He must have wanted to use the collection for teaching purposes, for he wrote on the title page: "Organ Book in which are given instructions to beginning organists how to present the chorale in various ways and also how to exercise the pedal... For the glory of the Almighty and the education of our fellow-men”. Its artistic merits place the Orgelbuchlein far above a mere educational aid. "It is in these short pieces that Bach’s unfathomable greatness manifests itself to the full," wrote that outstanding student of Bach’s music, Albert Schweitzer. And he continued: “Bach set out to write simple exercises for music students but he created works which, once you have played them, you will never be able to forget and to which you will return, discovering in them fresh poetic revelations”.

The Orgelbuchlein is justly called the vocabulary of Bach’s musical idiom, for many devices that were first found in it were destined to become characteristic of Bach’s later choral arrangements, concertos and monumental Passions.

Their style puts the preludes (some of which consist of mere eight or ten bars) from the Orgelbuchlein in the category of chamber music, particularly if they are compared with other choral settings and the grand Organ Mass. Their prevalent moods — stirring lyricism, purely secular joy and profound concentration — preclude a spectacular virtuoso treatment. Indeed, there are almost no full strains of the organ, overwhelming in grandeur and festive splendour in the Orgelbuchlein. All the more astonishing seems the mastery, the artistic perfection with which Bach manages to reveal the great in the small.

According to the tradition followed in German music, Bach grouped the 45 preludes of his Orgcl buchlein around the most important feast days of the ecclesiastic year. The first 14 chorales make up a small Christmas cycle, .then come five New-Year preludes, chorales Nos. 20 to 26 belong to the Passion Week, the next six constitute a miniature “Easter Oratorio” and the concluding 13 preludes are associated with Whitsuntide.

Today’s listeners will hardly look for a direct reflection of certain ecclesiastical ideas in Bach’s music: it is addressed, in the first place, to man and, far outstepping the boundaries of church ritual, possesses an imperishable artistic value.

Rolf Uusvyali is a representative of the Estonian organ school, rich in traditions. He is the pupil of Professor Hugo Lepnurm, the acknowledged master of the organ. Rolf Uusvyali gave his first recital in 1959; since then he has been active on the concert stage, amassing a varied repertoire which embraces old masters (Sweelinck, Scheidt, Pachelbel and Buxtehude), the works of Bach, and works by contemporary composers, both Soviet and European (Mushel, Goedike, Arro, Messiaen, Duprt* and others).

 

 

All Vintage Vinyl Records VinylSU.xyz

1.png2.png3.png4.png5.png