Translate

Dutch English French German

CashBack Возвращай деньги при покупках

CashBack Возврат денег при покупапках в интернет магазинах

J.S. BACH (1685-1750) ORGAN MASS

И. С. БАХ (1685-1750) ОРГАННАЯ МЕССА

HARRY GRODBERG

ГАРРИ ГРОДБЕРГ

 

Article

 

Орган Большого зала Московской консерватории Звукорежиссер И. Вепринцев

«...Следует глубоко и разумно рассмотреть то почти необъяснимое, загадочное явление, которое представлял собой Себастьян Бах, это чудо музыки... Даже в музыке он столкнулся с художественной формой, которая внешне была совершенной картиной его эпохи — сухой, жесткой и педантичной, как будто в ноты вписали парик и косицу. Но посмотрите теперь, какой мир создал непостижимо великий Бах из этих элементов!» Так писал о И. С. Бахе Рихард Вагнер.

Эти слова можно трактовать и как проницательную характеристику хоральных произведений композитора — хоралов из «Органной книжечки» и хоральных прелюдий из «Клавирных упражнений».

Органные хоральные прелюдии объединены самим Бахом в пять сборников. Один из них — собрание хоралов, составивших третью часть «Клавирных упражнений» — был опубликован в 1739 году. 10 января 1739 года Элиас Бах (двоюродный брат композитора) пишет кантору Коху в Ронненбург: «Мой господин кузен намеревается издать несколько произведений, которые будут интересовать главным образом господ органистов и сочинены чрезвычайно хорошо; к пасхальной мессе они будут готовы и составят примерно 80 страниц...» Речь идет об «Органной мессе».

Содержание мессы составляют прелюдии на «вероисповедальные песни». Под этим термином во времена Баха понимали небольшое собрание классических песен, посвященных основным разделам христианской веры. Бах придерживается того же расположения номеров мессы, что и в катехизисе Лютера — реформатора христианства. Основу мессы составляют такие хоралы, как «Десять святых заповедей», «Христос, наш господь, пришел к Иордани», «Из глубокой нужды восклицаю к тебе» и «Иисус Христос, наш спаситель». В мессу также включены две обязательные для богослужения части: Kyrie — гимны, посвященные святой троице, и Gloria — ангельское песнопение. Цикл обрамляют прелюдия и фуга ми бемоль мажор, придающие стройность и завершенность всей композиции.

На каждый раздел мессы композитор предлагает две трактовки хоралов — пространную и краткую, что соответствует двум катехизисам Лютера (в большом излагалась сущность догмы, в малом — обращение к детям). В баховской пространной обработке господствует звуковая символика, передающая основную идею текста; краткая часто воспринимается как облегченное изложение той же темы. Иногда это фугетта, в отдельных случаях небольшой хорал интермедийного плана и лишь в двух последних частях — развернутые композиции, по значительности не уступающие большим хоралам мессы.

В своих органных произведениях И. С. Бах стремится к монументальности и ясности изложения художественного образа. Он ищет прежде всего ту мысль, которая способна вызвать пластичность музыкального выражения, и в то же время не склонен изображать в своей музыке все подробности текста. Главное для композитора — передать образное содержание и заложенное в тексте глубокое чувство. «Чувство, которое Бах хочет выразить, передается его звуками так потрясающе и мощно, как вряд ли у кого другого. Отдельные подробности и оттенки чувства он характеризует исключительно своеобразно», — пишет исследователь творчества Баха Альберт Швейцер. Настроение поэтического текста композитор передает во всех его тончайших оттенках, заботясь о том, чтобы поэтический замысел был воплощен в музыке в наиболее совершенной форме.

Сюжетом для мессы послужили тексты библии, глубоко и своеобразно истолкованные композитором. В традиционных культовых формах Бах раскрывал новое содержание — истинно гуманистическое. Известно, что основным источником протестантского хорала была народная песня. Именно эта особенность наиболее привлекала Баха, давала жизненную силу его интерпретации. Важнейшим принципом И. С. Баха было устремление его музыки к сердцу слушателя, отвечающее требованиям народности, понятности музыкального языка. Композитор освобождается от догм, тяготивших многих его современников, и создает оригинальный новый тип хоралов, представленных и в «Органной мессе».

Долгое время хоральные прелюдии «Органной мессы» существовали вне зависимости друг от друга, перемежаясь с хоралами, дуэтами и другими сочинениями, ничего общего не имеющими с замыслом мессы. Восстановить подлинную картину сумело лишь Бахов-ское общество, опубликовавшее подлинник так, как он был составлен самим композитором. В современной концертной практике существует двоякая традиция исполнения мессы; ее играют либо всю целиком, либо исключают маленькие хоралы. Данные пластинки — первая в Советском Союзе полная запись «Органной мессы» И. С. Баха.

О. Б е р а к

* *

Гарри Гродберг родился в литовском городе Клайпеде. В 1955 году окончил Московскую государственную консерваторию по двум специальностям — как пианист (класс профессора А. Б. Гольденвейзера) и органист (класс профессора А. Ф. Гедике).

Гродберг — солист Московской государственной филармонии. Его имя широко известно в нашей стране и за рубежом. Концертный репертуар исполнителя включает органную музыку всех эпох, но главное место занимают в нем все органные сочинения Баха. Музыкант осуществил ряд монументальных концертных циклов, посвященных старинной музыке, органным произведениям Баха, французской и современной органной музыке.

Для исполнительского облика Гродберга характерно строгое, в духе органной классики, образное решение произведений, абсолютное владение всем диапазоном выразительных средств инструмента.

Исполнительская деятельность Г. Гродберга неоднократно получала высокую оценку в советской и зарубежной прессе.

«Поэтичнейшая музыка и изумительное исполнение Гродберга были достойны друг друга» (Д. Кабалевский. Газета «Советская культура»).

«Мы причисляем Гродберга к выдающимся исполнителям органной музыки» («Жнче Варшавы». Польша).

«Концерт советского органиста Г. Гродберга — выдающееся явление. Гродберг имел потрясающий успех у публики, состоящей большей частью из молодежи, которая до предела заполнила зал консерватории» («Коррьере делла сера». Италия).

«Гродберг — это темпераментный исполнитель, обладающий драматическим восприятием. Бах Гродберга — строго естественный, содержательный, полный жизни и силы» («Правда». Чехословакия).

 * *

«Органная месса» записана на органе Большого зала Московской консерватории работы французской фирмы XIX века А. СауаШе-СоП.

Орган был установлен в апреле 1901 года.

 

Organ of the Great Hall of the Moscow Conservatory Recording engineer I. Veprintsev

“„One should profoundly and wisely examine that well-nigh inexplicable and mysterious phenomenon represented by Sebastian Bach, that wonder man of music... Even in music he collided with an artistic form which outwardly mirrored his epoch — a form dry, stern and pedantic, as if a wig and switch had been introduced into the score itself. And now behold what a wonderful world the unfathomably great Bach has created of these elements!” It is thus Richard Wagner wrote of J. S. Bach.

These words can also be applied to the chorale works of the composer — chorales from ‘‘Das Orgel-Buchlein” (“Little Organ Book”) and large chorale preludes from “Clavierubung”.

The chorale preludes for the organ have been united by the composer himself into five sets. The first, a collection of chorales (Part III of the “Clavierubung”), was published in 1739. On January 10 of that year, Elias Bach, cousin of the composer, wrote to Kantor Koch in Ronnenburg: “My cousin is proposing to publish a

number of works that will foremostly be of interest to organists and they are composed extremely well. They will be ready by the Easter Mass and consist of approximately 80 pages...” (Here Elias Bach had the “Organ Mass” in mind).

The mass consists of organ pieces based on sections of the Kyrie, Gloria, etc. Bach follows the same arrangement of items of the mass as the Lutheran catechism. The basis of the mass consists of such chorales as “Die zehn Gebote”, “Christ, unser Herr, zum Jordan kam", Aus tiefer Not schrei’ ich zu dir” and “Jesus Christus unser Heiland”. The mass also includes two obli^ator^ items: Kyrie (three hymns devoted to the Holy Trinity) and Gloria. The cycle has two outer sections — the Prelude and Fugue, in E-flat Major that lend the structure harmony and completeness.

For each section of the mass the composer offers two interpretations of the chorales — an extensive one and a brief one, which is in keeping with two Lutheran catechisms (the expanded version was concerned with the essence of the dogma and the summary was intended for children). With Bach the spacious arrangement is extremely rich in tone symbolics, which convey the main idea of the text and the brief variant is a simplified statement of the same theme. In some cases it is a fughetta, :n others — a short chorale of intermedial character; only the last two sections are quite extensive pieces that are in their meaningfulness not at all inferior to the large chorales of the mass.

S. Bach endeavoured to impart monumentality to r.is organ pieces and lucidly expose their artistic content. The composer’s principal aim was to communicate through music the chorale’s subject content and the deep leeling contained in the text. Foremostly Bach retrieves the thought that can best be expressed in music and -oes not seek to reflect all the details of the text. Dwelling on the composer’s achievements in this field Albert Schweitzer, the reseacher of Bach’s music wrote: 3ach expresses himself in music in so forceful a way ±at none can compare with him. He characterizes different shades of feeling with exceptional originality”. The composer communicates the mood of the poetic text to the listener in subtle detail, striving to reproduce the poetic conception in the best way possible.

The content of the mass consists of texts from the rible. profoundly and uniquely interpretated by the com-

The religious make-up of Bach’s music conceals behind it a new and truly humanistic content. It is a well-known fact that the folk song was the chief source of the Protestant chorale, and it was this peculiarity that held special attraction for the great master and lent his interpretations vital force. J. S. Bach’s creative aspiration was to reach the listener and his musical language was therefore always lucid.

Bach freed himself from the dogmas, that burdened his contemporaries and created a new type of chorale, represented in the “Organ Mass”.

For a long time the chorale preludes of the “Organ Mass” existed independently, intermingling with chorales, duets and other works, not in any way connected with the conception of the mass. It was the Bach Society which finally published the original work in the way it was arranged by the composer himself.

Today there are two traditional ways of performing the mass: it is either played without any abbreviations whatsoever or with the omission of the smaller chorales. This is the first record made in the USSR to contain the “Organ Mass” without any abridgements.

B e r a k

Harry Grodberg was born in Klaipeda (Lithuania). In 1955 he graduated from the Moscow Conservatory, where he studied in the piano class of professor A. Gol-denweiser and organ class of professor A. Gedike.

Grodberg is a soloist of the Moscow Philharmonic.

mV» tan Wfo Yn üüt txnnfay anô a'broaà.

The musician’s concert repertory embraces organ music of different periods, with all the organ compositions by Bach occupying a place of prominence.

He appeared with a series of concerts devoted to old organ music, Bach’s organ compositions, French and contemporary music for this instrument.

Grodberg's manner of performance is characterised by a stern and concentrated approach to the works he plays and consummate mastery of the entire range of the expressive resources of the instrument.

His concert activities have been acclaimed by the Soviet and foreign press and here follow some quotations from press reviews.

“Poetical music and Grodberg’s excellent performance were worthy of each other” (D. Kabalevsky. Newspaper “Sovetskaya Kultura").

“We rank Grodberg with the finest performers of organ music” (“Zycie Warszawy”. Poland)

“The concert of Soviet organist H. Grodberg was a notable event. The audience, which mainly consisted of young people, who filled the hall of the Conservatory to overflowing, gave the organist an exceptionally warm reception” (“Corriere della sera”. Italy)

“Grodberg is a temperamental performer with an inherent dramatic perception. His interpretation of Bach’s music is sternly natural, pithy and forceful” (“Pravda”. Chechoslovakia).

This disc brings you Bach’s “Organ Mass” as performed by Harry Grodberg on the organ that stands in the Great Hall of the Moscow Conservatory manufactured by the French firm A. Cavaille-Coll in the 19th century. The organ was installed in April 1901.

SUMMARY

ПЕРВАЯ ПЛАСТИНКА

Praeludium ми бемоль мажор, В. 552

KYRIE:

Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit, B. 669 (Cantus firmus im Sopran а 2 Clav, e Pedale)

Christe, aller Welt Trost, B. 670 (Cantus firmus im Tenor а 2 Clav, e Ped.)

Kyrie, Gott heiliger Geist, B. 671

(a 5 Cantus firmus im Baß con Organo pleno)

Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit, B. 672 (Alio modo. Manualiter)

Christe, aller Welt Trost, B. 673

Kyrie, Gott heiliger Geist, B. 674 GLORIA:

Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’, B. 675

(а 3 Cantus firmus im Alt)

Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’, B. 676 (a 2 Clav, e Pedale)

Fughetta super: Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’,

677 (Manualiter)

DIE ZEHN GEBOTE:

Dies sind die heil’gen zehn Gebot’, B. 678 (Cantus firmus im Kanon а 2 Clav, e Pedale)

Fughetta super: Dies sind die heil’gen zehn Gebot’, B. 679 (Manualiter)

DER GLAUBE:

Wir glauben all’ an einen Gott, B. 680 (In Organo pleno)

ВТОРАЯ ПЛАСТИНКА

Fughetta super: Wir glauben all’ an einen Gott,

681 (Manualiter)

DAS VATER UNSER:

Vater unser im Himmelreich, B. 682

(Cantus firmus im Kanon а 2 Clav, e Pedale)

Vater unser im Himmelreich, B. 683 (Alio modo. Manualiter)

DIE TAUFE:

Christ, unser Herr, zum Jordan kam, B. 684

(a 2 Clav, e Cantus firmus im Pedal)

Christ, unser Herr, zum Jordan kam, B. 685 (Alio modo. Manualiter)

DIE BUSSE:

Aus tiefer Not schrei’ ich zu dir, B. 686 (a 6 in Organo pleno con Pedale doppio)

Aus tiefer Not schrei’ ich zu dir, B. 687 (Alio modo. Manualiter)

DAS ABENDMAHL:

Jesus Christus unser Heiland, B. 688 (a 2 Clav, e Cantus firmus im Ped.)

Fuga super: Jesus Christus unser Heiland, B. 689

(a 4 Manualiter)

Fuga ми бемоль мажор, В. 552

ГАРРИ ГРОДБЕРГ

 

Manual 1 (Grand orgue)

Prestant 4*

Bourdon 8'

Violoncelle 8'

Flûte Harmonique 8'

Montre 8'

Bourdon 16'

Montre 16’

Quinte 2 2/3 Doublette 2'

Plein jeu 5r.

Cornet 5r.

Bombarde 16'

Trompette 8'

Clairon 4'

DISPOSITION OF THE ORGAN Manual II (Positiv)

Flûte douce 4'

Principal 4'

Cor de Nuit 8'

Flûte Harmonique 8'

Salicional 8’

Plein jeu Quintaton 16‘

Cromorne 8'

Basson 8'

Trompette 8'

Cornet 5r.

Doublette 2'

BY THE FRENCH F IRM CA VAUX Manual III (Récit)

Bourdon 16'

Diapason 8'

Flûte traversière 8'

Viole de Gambe 8'

Voix Céleste 8'

Flûte octaviante 4’

Basson et Hautbois 8'

Octavin 2'

Plein jeu Basson 16‘

Trompette 8'

Clairon harmonique 4'

Tremulant

Chamade

Trompette 8'

Clairon 4'

Pédalé

Bourdon 8'

Plein jeu Flûte 8'

Soubasse 16' Contrebasse 16'

Flûte 32'

Flûte 4'

Bombarde 16' Trompette 8'

Clairon 4'

DETAILS

I MaHyaji (Grand orgue)

Prestant 4'

Bourdon 8'

Violoncelle 8'

Flûte Harmonique 8'

Montre 8'

Bourdon 16'

Montre 16'

Quinte 2 2/3 Doublette 2'

Plein jeu 5r.

Cornet 5r.

Bombarde 16'

Trompette 8'

Clairon 4'

Il MaHyaji (Positiv)

Flûte douce 4'

Principal 4'

Cor de Nuit 8'

Flûte Harmonique 8' Salicional 8’

Plein jeu Quintaton 16'

Cromorne 8'

Basson 8'

Trompette 8'

Cornet 5r.

Doublette 2’

III MaHyan (Récit) Bourdon 16'

Diapason 8'

Flûte traversière 8'

Viole de Gambe 8'

Voix Céleste 8'

Flûte octaviante 4'

Basson et Hautbois 8' Octavin 2'

Plein jeu Basson 16'

Trompette 8'

Clairon harmonique 4' Tremulant

Chamade

Trompette 8'

Clairon 4'

Pédalé

Bourdon 8'

Plein jeu Flûte 8'

Soubasse 16' Contrebasse 16'

Flûte 32'

Flûte 4'

Bombarde 16'

Trompette 8’

Clairon 4'

 

RECORD I

Praeludium in E>flat Major, В. 552

KYRIE:

Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit, B. 669 (Cantus firmus im Sopran а 2 Clav, e Pedale)

Christe, alter Welt Trost, B. 670 (Cantus firmus im Tenor а 2 Clav, e Ped.)

Kyrie, Gott heiliger Geist, B. 671

(a 5 Cantus firmus im Baß con Organo pleno)

Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit, B. 672 (Alio modo. Manualiter)

Christe, aller Welt Trost, B. 673

Kyrie, Gott heiliger Geist, B. 674 GLORIA:

Allein Gott in der Höh’ sei Ehr', B. 675 (а 3 Cantus firmus im Alt)

Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’, B. 676 (a 2 Clav, e Pedale)

Fughetta super: Allein Gott in der Höh' sei Ehr’,

677 (Manualiter)

DIE ZEHN GEBOTE:

Dies sind die heil’gen zehn Gebot’, B. 678 (Cantus firmus im Kanon а 2 Clav, e Pedale)

Fughetta super: Dies sind die heil’gen zehn Gebot’, B. 679 (Manualiter)

DER GLAUBE:

Wir glauben all’ an einen Gott, B. 680 (In Organo pleno)

RECORD II

Fughetta super: Wir glauben all’ an einen Gott,

681 (Manualiter)

DAS VATER UNSER:

Vater unser im Himmelreich, B. 682 (Cantus firmus im Kanon а 2 Clav, e Pedale)

Vater unser im Himmelreich, B. 683 (Alio modo. Manualiter)

DIE TAUFE:

Christ, unser Herr, zum Jordan kam, B. 684

(a 2 Clav, e Cantus firmus im Pedal)

Christ, unser Herr, zum Jordan kam, B. 685

(Alio modo. Manualiter)

DIE BUSSE:

Aus tiefer Not schrei’ ich zu dir, B. 686 (a 6 in Organo pleno con Pedale doppio)

Aus tiefer Not schrei’ ich zu dir, B. 687 (Alio modo. Manualiter)

DAS ABENDMAHL:

Jesus Christus unser Heiland, B. 688 (a 2 Clav, e Cantus firmus im Ped.)

Fuga super: Jesus Christus unser Heiland, B. 689 (a 4 Manualiter)

Fuga in E-flat Major, B. 552

HARRY GRODBERG

 

 

All Vintage Vinyl Records VinylSU.xyz

1.png2.png3.png4.png5.png