Translate

Dutch English French German

CashBack Возвращай деньги при покупках

CashBack Возврат денег при покупапках в интернет магазинах

И.С.Бах

Пять хоральных прелюд Прелюдия и фуга

АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР

орган

Article

Орган и музыка И.С. Баха занимали одно из главных мест в поразительной по творческой активности жизни Альберта Швейцера (1875 — 1965) — ученого, врача, философа, музыканта, общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии мира. Швейцер начал играть на органе в восемь лет, в девять лет уже замещал церковного органиста во время службы. В годы учения в гимназии, а затем в университете он не оставлял занятий на органе и с благодарностью вспоминал впоследствии своих учителей — Ойгена Мюнха и знаменитого парижского органиста Шарля Мари Видора. Когда в расцвете сил, будучи профессором Страсбургского университета, известным исполнителем, Швейцер решил оставить сулившую ему блестящее будущее европейскую карьеру и отправиться врачом в Экваториальную Африку, в Яамбарене, чтобы лечить местных жителей, он приносил в жертву прежде всего орган. С собой в Африку Швейцер взял особое фортепиано с защитным покрытием от тропической влаги и органной педальной клавиатурой, специально сконструированное и подаренное ему Парижским Баховским обществом. Приезжая из Лам-барене в Европу, он обычно останавливался в родном Гюнсбахе (Эльзас) и уже 80-летним старцем продолжал играть здесь на органе во время церковных служб.

В ответ на похвалы в адрес его исполнительского искусства Швейцер говорил: "Я не знаменитый музыкант, а скромный служитель Баха”. Преклонение перед гением Баха он пронес через всю жизнь. Его единственная работа как музыковеда дала миру выдающийся классический труд о Бахе. Всю жизнь он занимался также редактированием и составлением комментариев полного собрания баховских органных сочинений. Последний публичный концерт 79-летнего Швейцера также был связан с именем великого лейпцигского кантора: он дал его в 1954 году (в день смерти Баха) в Томас-кирхе г. Страсбурга.

Понимание Швейцером Баха, и в частности органного Баха, было для своего времени новаторским. Он одним из первых сознательно отказался от романтизации баховского стиля, отстаивая необходимость аутентичного, адекватного композиторскому замыслу прочтения музыкального текста. Глубокое чувство историзма, уважения к композитору и его эпохе руководило Швейцером в указаниях ре-гистровки органных произведений Баха. Он требовал отказаться от романтической перегруженности регистровки, сделать легким и прозрачным piano, ярким, мощным, но не тяжелым и плотным forte, — так, чтобы ясно прослушивалась баховская полифония. Швейцер первым предложил восстановить барочную традицию регистровки крупными пластами, не менять силы и окраски звучности на протяжении длительных эпизодов ради выявления величественной архитектоники баховских творений. В этом Швейцер поразительно современен, его принципы сохраняют свою актуальность и сегодня. Сам же Швейцер считал, что воспринял подлинную ба-ховскую исполнительскую традицию от своего учителя Ш.М. Видора, который, в свою очередь, унаследовал ее от Ш. Хассе из Бреслау, одного из учеников Баха.

В записях Швейцера предстает исполнитель огромной интеллектуальной культуры.

Американский музыкант и писатель Ч. Джой, слышавший игру Швейцера в Гюнсбахе в его последний приезд в Европу, вспоминал: ”Мы вошли в неосвещенную церковь, Швейцер включил свет над пюпитром органа, установил регистровку и начал играть. Он играл наизусть величественные творения Баха в своей, только ему присущей манере, благородной и выразительной. Щвейцер отдавался музыке, безучастный ко всему постороннему... Он играл так, словно это не деревенская церковь, а огромный собор. Таким я его помню. Таким помнили наши предки великого Баха...”.

Т. Баранова

DETAILS

Сторона 1

Пять хоральных прелюдий

Ein’ feste Burg ist unser Gott, BWV 720 - 4.35 2. Gottes Sohn ist kommen, BWV 724-2.05

Liebster Jesu, wir sind hier,

BWV 731 -3.00

Sei gegrüsset, Jesu gütig,

BWV 768(1)-2.30 5. Alle Menschen müssen sterben, BWV 643 - 2.50

Сторона 2 Прелюдия и фуга

си минор, BWV 544 — 15.15

Редактор Л. Абелян Оформление художника А. Цупрова

© МП "РУССКИЙ ДИСК", 1992 Типография АЗГ. Зак. 156. Тир. 5000

 

 

 

All Vintage Vinyl Records VinylSU.xyz

1.png2.png3.png4.png5.png